Сегодня часто можно услышать: пользователи мобильных устройств предъявляют все более высокие требования к набору задач, которые можно выполнять с помощью телефона. Если удалять с мобильного сайта информацию или полезные функции, это разочарует многих ваших посетителей. Продолжить эту мысль можно так: полную версию сайта, а точнее размещенной на нем информации, нужно предоставлять всем пользователям, в том числе и тем, кто работает на мобильных устройствах.
Хотя, если посмотреть со стороны, эти выводы не совсем верны, так как они предполагают сравнение всего двух вариантов: полнофункциональной настольной и урезанной мобильной версий сайта.
Тем не менее любой , который соответствует правилам «юзабилити», будет содержать ссылки на полную версию сайта во всех случаях, когда некоторые функции или контент в мобильной версии сайта опущены. Если пользователю мобильной версии понадобится доступ к дополнительной информации, то для её получения достаточно щёлкнуть по ссылке.
Большая проблема при разработке в том, чтобы правильно разграничить функции, уместные в мобильной и полнофункциональной версиях. Первая должна удовлетворить практически любые запросы обладателя мобильного устройства.
Если добиться этого, необходимость перехода на полную версию сайта будет возникать очень редко. Мы встречали неполноценные и плохо адаптированные мобильные сайты, которые вряд ли могут устроить пользователей мобильного устройства.
Но плохой дизайн из-за небрежного выполнения рекомендаций не повод, отбрасывая детали, отвергать хорошо документированные рекомендации.
Если бы из-за бездарных пользовательских интерфейсов мы отбраковывали весь дизайн, то интернета как такового не существовало. До сих пор в глобальной сети в большом количестве работают чрезвычайно неудобные сайты, однако это не означает, что мы не можем создавать хорошие. Для этого нужно просто следовать рекомендациям, которые не выполняются при разработке плохих сайтов.
Результаты правильно проведённого анализа следующие. Если выполняется преобладающая часть задач, пользователи мобильных устройств будут гораздо комфортнее чувствовать себя на хорошо сделанной мобильной, чем на полнофункциональной версии сайта.
Если выполняется незначительная часть задач, посетитель мобильного сайта будет испытывать небольшие неудобства. Для того чтобы с ними справиться, ему следует щёлкнуть на ссылке и перейти на полную версию сайта.
В данной ситуации работать гораздо удобнее, что компенсирует небольшие редкие накладки.
Против создания отдельной мобильной версии сайта говорит следующий аргумент: можно просто оптимизировать сайт для просмотра на мобильном устройстве. В таком случае, заходя на полномасштабный сайт, посетитель не будет испытывать никакого дискомфорта.
При всей разумности этот аргумент не учитывает неудобств, которыми обременяются пользователи ПК при работе с подобным интерфейсом.
Ведь такой дизайн сайта не подходит для просмотра на большом экране и для работы с настольными (более удобными) устройствами ввода. Подробнее эту проблему рассмотрим в подразделе
Сравнение средств ввода: компьютерная мышь и палец человека.
Если бы пользователи настольных компьютеров были в меньшинстве, этот аргумент имел бы право на существование. Но почти все сайты получают гораздо больше трафика (и гораздо больше активности) от обладателей именно ПК, чем мобильных устройств.
Итак, хотя мы и стремимся облегчить работу мобильным пользователям, не следует делать это в ущерб пользователям ПК, которые, раз уж на то пошло, обеспечивают нам наши зарплаты. Вот несколько важнейших различий между настольными и мобильными версиями сайтов.
Разный контент. Текст, написанный для маленького экрана, должен быть проще и короче, поскольку недостаток контекста ухудшает понимание.
Пользователь может читать на Kindle или других планшетах, но ограничивается обычно несложной художественной литературой с линейным сюжетом, за которым легко следить.
Чтение деловой информации и других не художественных текстов, которые требуют серьёзных интеллектуальных усилий, на маленьком экране значительно сложнее.
В дизайне других элементов контента также необходимо учитывать специфику мобильной среды. Например, небольшие изображения следует обрезать и увеличивать иначе, чем крупные, поскольку на маленьком рисунке сложнее подчеркнуть характерные детали.
Об этой проблеме поговорим в разделе Ситуативное исследование: оптимизация экрана для работы с мобильным устройством.
Здесь мы обсудим дизайн на примере фотографии корейской поп-группы, размещаемой на небольшом экране. Информационная архитектура изменяется, второстепенный контент на мобильном устройстве выносят на менее важные страницы. Приёмы взаимодействия меняются из-за разницы во вводе информации пальцем и мышью.В мобильной среде набор функций сужается, чтобы информация хорошо умещалась на маленьком экране. Смотрите примеры работы на
Подведём итог.
- Настольная платформа с пользовательским интерфейсом отличается от аналогичной мобильной версии сайта во многих отношениях.
- В частности, методами взаимодействия, способами чтения, контекстом применения и общим объёмом контента, который можно охватить взглядом.
- Пользователям мобильных устройств нужен иной дизайн, нежели пользователям ПК.